Универсальный атомный ледокол нового поколения Печать

altНачало работ по проекту универсального двухосадочного атомного ледокола нового поколения с реакторной установкой РИТМ-200 ("Проект 22220") тесно связано с особой ролью Арктики в экономических интересах нашей страны.

В эпоху географических открытий присоединение к России огромных территорий северо-восточной Азии было обусловлено экономической активностью и реализовывалось арктическими походами торговцев пушниной. В дальнейшем основной поток коммуникаций европейской России с Дальним Востоком переместился южнее, по линии центральный Урал – Байкал - бассейн реки Амур, поскольку уровень технологий того времени не позволял осуществлять коммерчески рентабельное освоение прибрежного маршрута Северного Ледовитого океана. Значение морского пути вдоль северного побережья Азии возрастало в периоды вооруженных конфликтов и международной напряженности и снижалось, когда речь шла исключительно об экономической целесообразности навигации в Арктике.

В настоящее время, когда на арктическом шельфе найдены крупные месторождения углеводородов и планируется их активная разработка, коммерчески перспективной становится добыча полезных ископаемых в богатых сырьем, но покрытых льдами, районах Арктики. В Соединенных Штатах, Китае, Норвегии, Канаде и других странах стремительно возрос интерес к арктической навигации. Обоснованной возможностью нашей страны в утверждении права на освоение ресурсов российского сектора арктического шельфа становится уникальный - более чем пятидесятилетний - опыт эксплуатации флотилии атомных ледоколов – судов, имеющих существенные преимущества перед обычными ледоколами.

alt

Письмо капитана атомного ледокола "Арктика" сыну главного конструктора реакторной установки ледокола Игоря Ивановича Африкантова


Одновременно важной стратегической задачей остается жизнеобеспечение населенных пунктов, горнорудных предприятий, морских и авиапортов, военных баз и т.д. в прибрежных районах Сибири и Дальнего Востока.

Для выполнения этих задач в настоящее время реализуется проект универсального ледокола с реакторной установкой нового поколения, спроектированной АО «ОКБМ Африкантов». Ледокол должен обеспечить круглогодичную проводку танкеров, сухогрузов и других транспортных судов к местам разработки полезных ископаемых на арктическом шельфе. Ширина ледокола - 32 м, выбрана с учетом его возможного использования в качестве линейного ледокола в Западном секторе Северного Ледовитого океана и проводки крупнотоннажных перспективных транспортных судов. Одновременно будут решаться задачи обеспечения стратегической навигации на всем протяжении Северного морского пути.

alt

Универсальный ледокол нового поколения


Важным преимуществом универсального ледокола нового поколения по сравнению с предыдущими поколениями атомных ледоколов является возможность работы как в открытом океане, так и в устьях сибирских рек, благодаря двухосадочной конструкции судна. Набрав балластные цистерны водой и осев на 2 метра, такое судно становится тяжелым ледоколом. Подойдя к устью реки и слив балластную воду, судно подвсплывает и может работать как мелкосидящий ледокол.

 

alt

Атомный ледокол как особый тип судна для навигации в "высоких" широтах

Главное отличие ледоколов с атомной силовой установкой – огромная энерговооруженность (мощность энергетической установки движителя, большой ресурс). Атомный ледокол может работать без «дозаправки» несколько лет. Кроме того, запасы топлива не занимают места на судне, что позволяет увеличить полезную нагрузку и длительное время работать без захода в порт (более года). Мощность атомного ледокола дает возможность работать во льдах толщиной 2,9 метра, что существенно выше максимальных возможностей по толщине ледового покрытия для дизельного ледокола.
alt




Атомная силовая установка универсального ледокола

На основе опыта создания и эксплуатации реакторных установок атомных ледоколов и с учетом современных тенденций развития мировой атомной энергетики АО «ОКБМ Африкантов» разработан проект усовершенствованной интегральной реакторной установки (РУ) «РИТМ-200». Это двухреакторная РУ с реакторами тепловой мощностью 175 мегаватт каждый - больше, чем мощность установки КЛТ, используемой в современных атомных ледоколах – 140-150 мегаватт). В то же время «РИТМ-200» почти в два раза легче и компактнее, соответственно дешевле по материалоемкости и занимает меньше места на судне, а следовательно – экономически эффективнее. Конструктивно такое решение достигается благодаря тому, что парогенераторы, которые раньше находились вне реактора, теперь располагаются непосредственно в нем (интегральная компоновка).


Перспективы коммерческого атомного судостроения

Атомное судостроение перспективно и в рамках всего мирового океана. Экономически обоснованным и проверенным практически примером является лихтеровоз. Рентабельность любого грузового судна тем выше, чем меньше его простой. Минимальнй простой обеспечивают лихтеровозы. В отличие от сухогрузов или танкеров этот корабль компануется плавучими грузовыми модулями-контейнерами. Такой модуль в порту загружается нужным грузом и подводится к якорной стоянке. Лихтеровоз  подходит к порту не швартуясь, на внешний рейд. Используя кран-манипулятор, он сгружает лихтеры, предназначенные для этого порта, и загружает приготовленные к транспортировке, после чего продолжает движение. Если бы это был корабль с дизельным двигателем, то в любом случае пришлось бы швартоваться для дозаправки. Лихтеровоз "Севморпуть" АО «ОКБМ Африкантов» совершил кругосветное плавание, останавливаясь только на внешних рейдах: атомный лихтеровоз без смены топлива работает несколько лет.


alt


 

 Буклеты

  1. РИТМ-200
  2. РИТМ-200 (расширенная версия)

 

Сайт предприятия - генпроектанта ледокола

АО "ЦКБ Айсберг"

 

Сайты предприятий, специализирующихся на арктической навигации

Мурманское морское пароходство

ФГУП "Атомфлот"

 

Другие материалы сайта АО "ОКБМ Африкантов" по теме

Судовые ядерные реакторные установки