Реакторные установки для атомных ледоколов и других судов

Россия — единственная страна в мире, обладающая флотом гражданских атомных судов. Ледоколы с ядерными энергетическими установками больше чем полвека успешно работают в Арктике, обеспечивая надёжную и безопасную проводку транспортных судов на всех участках Северного Морского пути.

АО «ОКБМ Африкантов» — главный конструктор всех судовых реакторных установок для атомного ледокольного флота.

Первый советский атомный ледокол (а/л) «Ленин» был введен в эксплуатацию в 1959 году. Это первое в мире надводное судно с атомной энергетической установкой, по мощности не имевшее равных среди ледоколов всего мира. В качестве энергоисточника была принята атомная паропроизводящая установка АППУ ОК-150. Это реакторная установка (РУ) с петлевой компоновкой, т.е. основное оборудование контура располагалось в отдельных корпусах, соединённых между собой трубопроводами. В 1970 г. на ледокол была установлена АППУ ОК-900 нового поколения блочного типа, т.е. реактор, насосы и парогенераторы имели отдельные корпуса и соединены друг с другом короткими патрубками типа «труба в трубе». За время эксплуатации а/л «Ленин», продолжавшейся вплоть до 1989 г., ледоколом было проведено во льдах 3700 судов. Работа ледокола подтвердила высокую эффективность использования ядерной энергии на судах ледокольного флота.

Depositphotos_125345344_original.jpg

Первый советский атомный ледокол "Ленин".

Успешная эксплуатация первого атомного ледокола положила начало развитию новой отрасли — гражданскому атомному судостроению. В период 1975-2006 гг. в стране было построено ещё 8 атомных ледоколов: «Арктика», «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Таймыр», «Вайгач», «Ямал», «50 лет Победы» и океанский лихтеровоз-контейнеровоз усиленного ледового класса «Севморпуть».

Depositphotos_63419445_original.jpg

Атомный ледокол "Вайгач" в порту Дудника.

Фото3.png

Советское/российское ледокольно-транспортное судно (лихтеровоз) с атомной силовой установкой типа КЛТ-40 "Севморпуть". Крупнейшее по водоизмещению из четырёх когда-либо построенных невоенных торговых судов с ядерной энергетической установкой.

Всего по проектам АО «ОКБМ Африкантов» изготовлено и успешно эксплуатировалось 20 атомных реакторов на 10 судах.

Для этих атомных судов в АО «ОКБМ Африкантов» были разработаны 3 модификации реакторных установок: ОК-900А, КЛТ-40, КЛТ-40М.

Тип АППУ, название судна ОК-150 «Ленин» ОК-900 «Ленин» ОК-900А «Арктика»,
«Сибирь», «Россия»,
«Советский Союз»,
«Ямал»,
«50-лет Победы»
КЛТ-40 «Севморпуть» КЛТ-40М «Таймыр» «Вайгач»
Тепловая мощность реактора, МВт 3х90 2х159 2х171 1х135 1х171


Весь комплекс систем и оборудования этих установок создавался и сдавался в эксплуатацию с участием специалистов предприятия. Часть оборудования РУ была изготовлена на производственной базе АО «ОКБМ Африкантов». Предприятие обеспечивает авторское сопровождение эксплуатации энергоустановок ледокольных судов.

Действующая до настоящего времени практика работы ледокольного флота подразумевает проводку караванов судов на глубоководных участках линейными ледоколами. На мелководных участках используются ледоколы с ограниченной осадкой. При этом необходима передача караванов от линейного ледокола — мелкосидящему и наоборот, что приводит к простоям судов и негативно отражается на экономической эффективности грузоперевозок.

С целью оптимизации работы атомного ледокольного флота в настоящее время реализуется проект строительства универсальных двухосадочных атомных ледоколов нового поколения, способных объединить функции и линейных ледоколов, и ледоколов с ограниченной осадкой. Для них в АО «ОКБМ Африкантов» созданы реакторы нового поколения типа РИТМ.

РИТМ-200 новейшая реакторная установка, разработанная АО «ОКБМ Африкантов» для головного атомного ледокола «Арктика». Установка включает в себя два реактора тепловой мощностью 175 МВт каждый.

Фото4.png

Транспортировка ПГБ РИТМ-200

Длина а/л «Арктика» составляет 173 метра, ширина — 34 метра, минимальная рабочая осадка — 8,5 метра, водоизмещение — 33,5 тысячи тонн. Планируется, что ледокол сможет проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая по ходу движения лед толщиной до 3 метров.

16 июня 2016 года состоялась торжественная церемония спуска на воду корпуса головного атомного ледокола «Арктика».

Фото5.png

Первый из трех атомный ледокол "Арктика" проекта 22220, заложенный в 2013 году. Ввод в строй запланирован на 2019 год.

22 сентября 2017 года был спущен на воду корпус первого серийного универсального атомного ледокола «Сибирь».


Фото6.png

Корпус 1-го серийного универсального а/л "Сибирь".

К 2021 году атомный флот пополнится серией атомных ледоколов нового поколения с РУ РИТМ-200.

В АО «ОКБМ Африкантов» решается задача создания реакторной установки РИТМ-400 мощностью на винтах 110-130 МВт для атомного ледокола «Лидер», который сможет обеспечить круглогодичную навигацию на Северном морском пути.

Разработанные проекты реакторных установок могут использоваться не только для атомных ледоколов, но и для гражданских судов и АСММ плавучего и наземного базирования в единичном и модульном исполнении.

Технические решения, заложенные в проект РУ РИТМ-200, обеспечены правовой охраной и на сегодняшний день АО «ОКБМ Африкантов» является правообладателем:

  • 8 изобретений,

  • 4 полезных моделей,

  • 21 программы для ЭВМ,

  • 96 секретов производства (ноу-хау).


Возврат к списку




Важное